Изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации

В июне этого года в Жилищный кодекс Российской Федерации внесены изменения. Теперь уполномоченные органы имеют право и обязаны проверять законность создания ТСЖ или выбора управляющей организации, а также их деятельность. При обнаружении нарушений — предпринимать шаги по их устранению вплоть до обращения в суд с заявлениями о признании договора управления недействительным.
Поправки коснулись и создания ТСЖ. Если ранее в товарищество могли входить владельцы квартир нескольких многоэтажек, то теперь действует иной принцип: один дом — одно ТСЖ.
В Кодексе определена форма взаимодействия жителей многоквартирных домов с управляющей организацией. Это — совет многоквартирного дома. Основной целью совета является – обеспечить выполнение решений общего собрания жителей и установить контроль за работой управляющей организации.
Выбрать Совет дома должны сами жители каждого многоквартирного дома. У совета — те же самые задачи и возможности, что и у любого ТСЖ, но создать его намного легче. Это не юридическое лицо, а значит, отпадает необходимость в регистрации, открытии банковского счёта и т.д. При этом совет дома имеет все контролирующие функции и может представлять интересы собственников дома перед управляющей организацией. Регистрация советов в органах власти не потребуется, однако сам процесс их создания будет находиться под контролем муниципалитета. Если в течение года (до 18 июня 2012 года) жильцы не исполнят эту обязанность, то орган местного самоуправления имеют право инициировать общее собрание и включить в повестку дня вопрос об избрании совета многоквартирного дома или о создании ТСЖ. Количество членов совета многоквартирного дома и срок, на который они избираются, определяется также собранием жителей. Разумнее всего, если он будет состоять из старших по подъездам.

Изменение в порядке проведения общих собрании жителей

Изменился и порядок проведения общих собраний жителей в форме заочного голосования. Если раньше можно было всем раздать анкеты для голосования и провести голосование без совместного присутствия жителей в заранее определенном месте, то сейчас собрание в форме заочного голосования проводится только после проведения очного собрания и отсутствия на нем кворума. Упрощена процедура принятия решений о проведении текущего ремонта многоквартирного дома. Если раньше требовалось согласие не менее 2/3 голосов собственников квартир дома, то сейчас — большинство от присутствующих на общем собрании собственников помещений.

Поправки позволяют общему собранию жителей многоквартирного дома устанавливать срок представления управляющими организациями квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг и срок внесения жителями этой платы. Здесь же могут принять решение о внесении платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям. Такой способ оплаты относится только к индивидуальному потреблению (непосредственно внутри квартиры) и не распространяется на плату за потребленные коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Изменения затронут и тех жителей, которые приобрели квартиры в новых многоквартирных домах. Законодательно установлен момент, когда у жителя возникает обязанность вносить плату за жилищно-коммунальные услуги застройщику или управляющей организации это — передача квартиры по передаточному акту вне зависимости от срока ввода дома в эксплуатацию. Кстати, отбор управляющей организации для управления таким домом проводится органом местного самоуправления на открытом конкурсе.

Местная власть на защите интересов жильцов

Поправки в Жилищный кодекс предусматривают появление существенных средств защиты интересов жителей, а также усиления контроля органов государственной власти — и местного самоуправления за деятельностью управляющих организаций и ТСЖ. В чём выгода нововведения для жителей? Если раньте собственник не был согласен с каким-то решением ТСЖ или общего собрания собственников, то отстаивать свои интересы он должен был самостоятельно в суде или прокуратуре. Поправки, внесённые в кодекс, усилили контроль муниципальных властей за деятельностью управляющих организаций. При этом не имеет значения, есть в доме муниципальные квартиры или нет. В случае поступления жалобы на ненадлежащее выполнение обязанностей управляющей организацией органы местного самоуправления в течение пяти дней обязаны приступить к проверке в конкретном доме, чтобы удостовериться, выполняются эти обязанности или нет. Если в результате этой проверки в течение 15 дней подтвердятся факты ненадлежащего исполнения обязанностей, то органы местного самоуправления обязаны собрать общее собрание жильцов и определить её дальнейшую судьбу, вплоть до обсуждения вопроса о выборе новой управляющей организации или изменения способа управления домом.